Купить зимние шины и не ошибиться. Важные аспекты мучительного выбора.

 

Наступает осенне-зимний сезон, и для многих владельцев автомобилей настало время задуматься о приобретении зимних шин. Опытные автомобилисты наверняка уже знакомы с нюансами выбора зимней резины, а для начинающих мы подготовили нижеследующую обзорную статью по данной теме.

80533_big

Всесезонные шины — сомнительная экономия
Особо экономные и излишне расчетливые автовладельцы считают, что приобретая всесезонные шины, они выигрывают. Однако не зря говорят, что скупой платит дважды — выгода от такой резины заключается лишь в цене. Ведь и по своим физическим свойствам, и по рисунку зимние шины разительно отличаются от летних. В связи с этим, в разных погодных условиях одни и те же шины будут характеризовать себя абсолютно по-разному. В так называемой «всесезонке» разработчики попытались совместить несовместимое: свойства летних и зимних шин. Если езда на зимней резине летом практически никак не сказывается на уровне безопасности дорожного движения, то в условиях суровой российской зимы летние шины просто недопустимы. Поэтому мы не станем подробно останавливаться на характеристиках всесезонных шин и перейдем к рассмотрению зимних.





Выбор зимних шин в зависимости от условий вождения и манеры езды
При покупке зимних шин необходимо учитывать условия эксплуатации транспортного средства, а также ваш стиль вождения.

В северных регионах и средней полосе, далеко от больших городов, где дороги зимой покрыты твердым слоем укатанного снега, шины с шипами незаменимы, они обеспечат наибольшую безопасность езды.

В том случае, если вы живете в мегаполисе, например, в Санкт-Петербурге или Москве, необходимо принять во внимание обычные для вас маршруты. Когда вам приходится часто ездить в командировки на своем автомобиле, лучше подстраховаться и установить шипованную резину. Ну а если топография ваших поездок ограничивается обычным маршрутом: дом — работа — магазин, следует учесть вашу манеру вождения. Если вы спокойный водитель, в автомобиле видите только средство передвижения, смело можете ставить шипованные шины. Они окажут вам помощь или компенсируют отсутствие хороших навыков вождения в условиях гололеда. Если же вы любите получать удовольствие от быстрой езды, уверено управляете автомобилем, тогда можете «обувать» его в качественные нешипованные зимние шины. И вы почувствуете себя на улицах города более раскованно. Удивлены? Думали, что дело будет обстоять наоборот? Логика здесь проста. Даже зимой в крупных городах лед на дорогах появляется нечасто. А вот на асфальте шипованные шины нужно беречь, так как при резких маневрах, разгоне и торможении покрышки могут лишиться шипов, что зачастую и происходит. Однако не следует забывать о том, что в случае появления на дороге гололеда необходимо будет унять спортивный пыл и ездить осторожно.

Рисунок протектора зимних шин
При производстве зимних шин применяются мягкие сорта специальной резины, которые не твердеют на морозе и сохраняют как надлежащую эластичность, так и свои сцепные свойства. У зимних покрышек, в сравнении с летними, рисунок протектора более разреженный и более глубокий; имеются крупные шашки и дополнительные поперечные канавки, которые просто необходимы для «прорезания» мягкой грязевой каши или глубокого снега. Принцип работы любых протекторов схож: чем выше и реже будут шашки, глубже и шире канавки, тем лучше данная шина будет сцепляется с любым рыхлым субстратом — снегом или грязью; но такая шина будет менее уверенно вести себя на мокром асфальте. Наоборот, чем чаще будут попадаться шашки и канавки на протекторе, тем лучше будет работать покрышка на мокром асфальте; она будет прекрасно отводить воду из зоны контакта с дорожным покрытием, но при этом гораздо хуже вцепляется в снег или в грязь.

Выделяют два типа рисунка протектора зимних шин: «европейский» и «скандинавский». Рассмотрим их детально.

«Европейский» тип рисунка напоминает летний противодождевой. Он характеризуется диагональным построением с развитой сетью водоотводящих каналов, большим количеством ламелей и мощными грунтозацепами по периферии всего протектора. Шины с подобным рисунком протектора почти идеально ведут себя на дороге с мокрым, раскисшим снегом. Их рекомендуется эксплуатировать при относительно высокой температуре зимнего воздуха на тех дорогах, которые регулярно и хорошо очищаются.

eurotyres

«Скандинавский» рисунок протектора характеризуется наличием большого количества ромбовидных или прямоугольных «шашек», размещенных в шахматном порядке. Такие покрышки обеспечивают наилучшее сцепление с заснеженной или заледенелой дорогой. Кроме того, резина скандинавского типа хороша в глубоком снегу.

scandtyres

Шипы
Металлические шипы на шинах автомобилей впервые появились уже в начале ХХ века. В то время шипы устанавливали не только в целях лучшего сцепления с дорожным покрытием, но и для увеличения стойкости и длительности эксплуатации шин, которые тогда были сделаны из цельнолитой резины. Немного позже, вследствие изобретения пневматических шин, спрос на шипы ослабел. Массовое применение шипов было нерентабельно в связи с несовершенством конструкции и низкой износостойкости стальных штифтов. Но уже в 30-е годы шины спортивных автомобилей довольно часто стали оснащаться шипами. Обычно, для установления последних в покрышках делали сквозные отверстия, а изнутри вставляли стальной болт, снаружи он был зафиксирован гайкой. Теперь представьте, сколько же весили эти шины!

Корпус покрышки удерживает шипы в теле протектора, штифт вгрызается в дорогу, увеличивая тем самым коэффициент сцепления на скользкой поверхности. Чтобы изготовить вставки используются карбид вольфрама с примесью карбидов титана и ниобия и, кроме этого, ряд других соединений. У каждого производителя есть свой фирменный рецепт. Однако известно, что такие добавки позволяют достичь твердости 1,5 тысячи единиц по Виккерсу (для сравнения сообщим, что шестерни в коробке переключения передач имеют в 3 раза меньшую поверхностную твердость).

nokian

Можно ли на нешипованную резину ставить шипы?
Вся нешипованная резина строго делится на две группы: шипуемая и нешипуемая. Соответственно, если первую категорию можно ошиповать, то вторую нельзя. Уже по внешнему виду всю шипуемую резину возможно отличить по ее характерным шашкам без нарезки ламелями, в которые и следует устанавливать шипы. При такой операции вся ошиповка бывает либо полной, когда шипы устанавливаются на все нужные посадочные места, либо частичной — когда шипы ставятся разреженно. Важнейший момент — само качество ошиповки. Сегодня такие операции предлагаются во многих СТО. Однако очень часто получается так, что неоригинальные шипы быстро стираются, так как они были сделаны из некачественного металла, а установленные кое-как быстро отпадают…

Можно ли один комплект шин ошиповать разными шипами?
Если ранее на шинах была сделана только частичная ошиповка одними шипами, но впоследствии было решено добавить еще «колючек», то тогда разрешается ставить и другие шипы от другого производителя. Можно будет без особых проблем ошиповать передние колеса одним комплектом шипов, тогда как задние — другими. Но категорически не рекомендуется ошиповывать левые и правые колеса различными шипами, потому что разные шипы имеют разные сцепные свойства.

Нужно ли обкатывать новые шипованные шины?
Действительно, это так. Первые 150–200 километров на шипованной резине следует ездить плавно и размеренно, избегать резких разгонов, торможений и других крутых маневров. Делается это все для того, чтобы шип «установился» и как следует мог закрепиться в зимней резине.

Можно ли ставить зимние шипованные шины только на ведущие колеса?
На переднеприводном автомобиле устанавливая зимние шипованные шины на переднюю ось, вы решаете сразу несколько задач, таких как улучшение проходимости (очень важной в заснеженных дворах), улучшение троганья с места на перекрестках и т. п. Но вы получаете очень неприятную и опасную проблему. На скользкой дороге, при притормаживании или просто при сбросе газа, автомобиль начинает разворачивать. Все происходит неожиданно и, как всегда, не вовремя. Особенно если это происходит в повороте, причем даже в плавном. По статистике именно такая установка шипованных шин является причиной многих ДТП. На заднеприводном автомобиле при установке зимних шипованных шин на заднюю ось тоже решаются проблемы с проходимостью и троганьем с места. В отличие от переднеприводной, при торможении машина не склонна к развороту, но она плохо останавливается на скользкой дороге! Дело в том, что при торможении нагрузка на переднюю ось увеличивается, а на заднюю — уменьшается. Поэтому шипованные шины, стоящие на задней оси, не помогают автомобилю быстрее остановиться на скользкой дороге. Плюс к этому заднеприводный автомобиль с шипованными шинами, установленными на заднюю ось, имеет большие проблемы с управляемостью на скользкой дороге, потому что передние колеса (направляющие автомобиль) не имеют хорошего сцепления с дорогой. Мы рекомендуем устанавливать зимние шипованные шины на все четыре колеса. От этого зависит ваша безопасность и безопасность окружающих вас людей.

Какие зимние шины предпочесть, подороже или подешевле? Чем они различаются, кроме цены?
Часто покупатель, разглядывая разные модели шин, спрашивает: «Почему эта шина стоит почти в два раза дороже, ведь на вид она точно такая же?» Действительно, визуально шины могут быть очень похожи, но не все так просто. В дорогой шине используются новейшие технологии и материалы. Применяется специальный состав резины и последние разработки конструкции корда. Все это позволяет улучшить важные характеристики шины:
— уменьшается вес шины, следовательно, уменьшается неподрессоренная масса и улучшаются динамические характеристики автомобиля;
— уменьшается расход топлива;
— существенно увеличивается пробег шины;
— улучшается управляемость автомобиля, снижается тормозной путь (а значит увеличивается ваша безопасность и безопасность окружающих вас людей);
— снижается уровень шума.
Вот за что вы платите, покупая более дорогую модель. Выбор за вами! Презентацию некоторых популярных моделей можете посмотреть здесь .