Тосолы и антифризы. Кратко об особенностях охлаждающих жидкостей.

 

Антифризы — охлаждающие жидкости

В торговле широко распространено употребление двух “жаргонных” наименований охлаждающих жидкостей: Тосол и Антифриз.

    Тосол — это антифриз, в отечественном производстве мы его знаем как «ТОСОЛ», по имени отдела, создавшего первый отечественный антифриз — «ТОС» – (сокращенно — технология органического синтеза), а “ОЛ”приставка от окончания названия спиртов.





    Антифриз — (в переводе с английского языка — antifreezeпрепятствующий замерзанию) – ставший общим наименованием всех охлаждающих жидкостей. Выпускаются, как правило, в виде концентратов, перед заливкой которых в систему охлаждения а/м, необходимо довести до необходимой концентрации разведением водой.

Дак есть ли между ними различия? Попробуем разобраться.

Охлаждающие жидкости, поименованные и тем и другим названием, имеют схожую химическую основу, маркировку (цифры указывают на температуру начала кристаллизации), но отличаются по внешнему виду. Традиционный Тосол” имеет ярко-голубой цвет, антифризы выпускаются желтоватого, зеленого и красного оттенков. Красители, которые применяют производители, для окрашивания своих продуктов выбираются, как правило, произвольно.

Ядовитый” цвет некоторых импортных антифризов не следует воспринимать как принадлежность к особой группе авто препаратов.  Он  несет обозначение ядовитого препарата, а также наличие флуоресцентной добавки, приобретающей  значение при диагностике системы охлаждения с целью установления мест утечки охлаждающей жидкости при освещении подкапотного пространства ультрафиолетовым светом.

      Средний срок службы антифризов составляет 3 года.

В большинстве российских тосолов ( А-40, А-40М и др.) применяются присадки в качестве ингибиторов коррозии: амины, нитриты и фосфаты, которые со временем способны к выпадению в осадок, что ведет к засорению системы охлаждения и усилению коррозии. В импортных антифризах таких соединений нет, они заменены на более современные и безопасные для системы охлаждения.

В отличие от большинства российских тосолов, «современные тосолы» FELIX с современным уникальным пакетом присадок Prolonger не содержат подобных «губительных» соединений и соответствуют классификации G11 (FELIX Prolonger — единственная охлаждающая жидкость российского производства, которая успешно прошла полный цикл испытаний (лабораторные, стендовые, эксплуатационные) на АвтоВАЗе, получила допуск к применению во всех автомобилях марки ВАЗ и успешно используется при первой заливке на конвейере).

Вот что представляют собой основные представленные на рынке охлаждающие жидкости

(по общепринятой классификации Volkswagen). 

antifreeze

Преимущества карбоксилатных антифризов: благодаря наличию в составе пакета присадок карбоксилатных соединений они адсорбируются лишь в местах возникновения коррозии с образованием мономолекулярных слоев толщиной не более 0,1 микрометра, не препятствуя теплоотводу. Расходование ингибиторов происходит только в случае возникновения очагов коррозии, что обеспечивает антифризу повышенный срок эксплуатации.

Совместимость антифризов разных категорий!!!

Внешние же различия антифризов выражаются в разных цветах: красном, синем, зеленом, желтом. Цвет антифризу придают красители. Как правило, красители означают возможность смешивания антифриза одного цвета, но не всегда, т.к. разные производители применяют различную гамму красок.  Не всегда смешение антифризов дает видимый результат несовместимости (выпадение осадка или вспенивание). В  процессе смешения различных антифризов чаще всего происходит нарушение химического баланса антифриза и  он теряет свои свойства к защите деталей двигателя от коррозии.

Не рекомендуется смешивать антифризы прежде всего из-за различий в составе пакета присадок, относящиеся к различным категориям (G11, G12, G13).

Смешивать возможно только антифризы одинаковых категорий (G11+G11, G12+G12, G13+G13).

Отечественные и импортные антифризы, изготовленные на основе этиленгликоля, можно смешиваются между собой, с учетом пакета присадок, но нельзя смешивать антифризы с пакетом присадок на оcнове «карбоксилатов», например фирмы TEXACO. Стандартный пакет присадок включает: ингибиторы коррозии, умягчители воды, антивспенивающие соединения, смазывающие составы.

Помимо гликолей основу охлаждающих жидкостей может составлять глицерин  и  монопропилен. На глицериновой основе выпускает антифриз фирма Elf. Он окрашивается в зеленый цвет и применяется на автомобилях фирмы Рено. Так же зеленый антифриз выпускается фирмой ESSO на основе монопропилена. !!! И тот и другой не смешивается ни с чем !!!.

Растворы этиленгликоля вызывают значительную коррозию конструкционных металлов. В качестве ингибиторов коррозии (в G11) используются: гидрофосфат натрия, соли молибденовой и борной кислот с натрием, нитрат и бензонат калия, декстрин, меркаптобензотиазол и др.. Эти соединения способны создавать на поверхности металлических конструкций оксидные и солевые пленки.

Антикоррозионные присадки различных категорий (G11, G12, G13) способны вступать во взаимодействие с солями и накипями, поэтому при переходе с различных категорий антифризов или воды на антифриз, лучше промыть систему, специальной промывкой (антинакипином).

Антифризы  на этиленгликолевой основе (G12), имеют существенно увеличенный интервал до замены. Эффект достигается за счет тщательно подобранных моно – и  динаркарбоновых  кислот (карбоксилатов). Эти антифризы красного цвета, они обладают  повышенными антикоррозийными свойствами, меньшей вероятностью образования отложений и выделения осадков в системе охлаждения.

Смешивать его можно только с  охлаждающими жидкостями на этиленгликолевой основе, которые так же содержат карбоксилаты. С другими антифризами его смешивать не рекомендуется в целях защиты системы охлаждения от коррозии и отложений, а при смешивании срок службы антифриза сокращается.

Отличия между тосолами и антифризами производства компании «Тосол-Синтез»:

И тосолы FELIX и антифризы серии X-FREEZE соответствуют категории G11.

Отличия состоят в том, что антифризы имеют в своем составе дополнительные присадки, которые обеспечивают им дополнительные свойства:

CLASSIC X-FREEZE – Антифриз зеленого цвета, обладающий повышенным сроком эксплуатации (5 лет или 250.000 км пробега).

DRIVE X-FREEZE — Антифриз синего цвета, обладающий пониженной температурой замерзания (минус 45С).

Если Вы внимательно прочитали настоящий материал, то теперь знаете, что если человек знает какой цвет антифриза в его системе, но не знает фирму-изготовителя, то смешивать по цвету антифриз рискованно.

Как поступить, что предложить автолюбителю, если он все же желает довести объем антифриза в системе охлаждения своего автомобиля до уровня? Ответ прост – дистиллированную воду.  Доливка до 10-12%   от общего объема вреда не принесет. Кроме того, даже в сильные морозы антифриз кристаллизируется, но не образует лед, а превращается в жидкую массу разнородных взвесей. Учитывая особенность его теплового расширения, то антифриз в объеме уменьшается.

!!! Все антифризы имеют большой коэффициент теплового расширения, поэтому систему охлаждения двигателя не следует заливать “под пробку”.

p

strong